Рейтинг@Mail.ru На главную  |  О проекте  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь 24 ноября 2024 RSS Sugurta.uz
 Страховые организации от А до Я   NORMAтивные документы   Вопрос / Ответ 
 Физическим лицам
 Юридическим лицам
 Новое на сайте
Популярные теги
Страхование в Узбекистане , Узбекинвест , Alskom , Узагросугурта , Новые подразделения , Семинар , Ahbor Reyting , Страхование туристов , Рейтинг платежеспособности , Медицинское страхование , Пресс-конференция
Все теги
Анекдоты
Телефонный разговор под Новый год:
- Алло, это страховая компания? Скажите, мы можем застраховать дом по телефону?
- Нет, это невозможно. Сейчас мы пошлем своего представителя, и он заключит с вами соглашение.
- Хорошо, присылайте. Только поторопитесь, а то у нас уже догорает елка и начинает дымиться ковер!
Следующий
Логин:
Пароль:
СТРАХОВАНИЕ: возможности развития в Узбекистане

Страховая деятельность представляет собой инструмент, позволяющий оптимизировать финансирование процесса восстановления ресурсов, утраченных в результате случайных событий, и тем самым значительно снизить финансовую нагрузку на бюджет государства. Страхование как неотъемлемая функция государства, как стратегическое направление его деятельности дает возможность минимизировать экономические потери. Страхование помогает избежать и таких серьезных макроэкономических проблем, как рост государственных расходов и бюджетного дефицита, являющегося инфляционным фактором. Страховая деятельность, отвлекающая из оборота избыточную денежную массу, оказывает антиинфляционное воздействие, и ее следует рассматривать как оптимизирующий фактор формирования платежного баланса страны. Тема современного состояния и развития страхового рынка в Узбекистане на сегодняшний день остается актуальной.

О тенденциях и перспективах развития страхования в стране нашей газете рассказал генеральный директор Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана Олимжон Жумабаев.


- Олимжон Азаматович, что нового в сфере, где вы довольно успешно работаете?

- Новости есть и довольно позитивные. Буквально недавно прошла первая Конференция Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана, посвященная развитию инфраструктуры страховой индустрии страны. На ней обсуждались не только достигнутые успехи, но и те существующие и появляющиеся проблемы, которые не дают институтам страхового брокерства, аджастеров, ассистанс и других направлений, сопутствующих страховой деятельности, развиваться быстрыми темпами, как нам того хотелось бы.


- А почему была избрана такая тематика?

- Ассоциация профессиональных участников страхового рынка объединяет в основном страховые компании. На страховом рынке они играют основную роль, их развитие обуславливает развитие отраслевого рынка в целом.

Я думаю, что на данном этапе для развития рынка нужно не количественное развитие, а качественные перемены.

В 2007 году Президентом республики Исламом Каримовым подписано Постановление "О мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг" N ПП-618, согласно которому принята Программа реформирования и развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2007-2010 годы, а также утверждено Положение о профессиональных участниках страхового рынка. На постсоветском пространстве это первый и, пожалуй, единственный документ, столь подробно и четко изложивший роль и функции профессиональных участников страхового рынка в соответствии с мировыми стандартами. Благодаря ему впервые нормативно были утверждены профессии и специальности - "аджастер", "актуарий", "сюрвейер", "ассистанс" как основные представители инфраструктуры.


- Так что же такое "инфраструктура страхового рынка"?


- Под инфраструктурой страхового рынка не следует понимать только деятельность профессиональных участников страхового рынка и иных структур, не являющихся страховыми компаниями. Это целый комплекс мероприятий, стандартов качества и иных систем, направленных на создание наиболее благоприятных условий для получения страховых услуг страхователями, для более полной защиты их интересов, повышения привлекательности и доступности услуг страхования.

В свою очередь, служа интересам потребителей страхования, инфраструктура имеет важное значение для самих страховых компаний, обеспечивая им все больше возможностей для расширения спектра своих услуг, разнообразия предложений и стимулирования спроса на новые виды услуг. Инфраструктура - это институт, призванный облагораживать страховую защиту новыми стандартами качества и требованиями к страхованию.


- Как вы оцениваете ее состояние сегодня?

- К большому сожалению, несмотря на создание в Узбекистане благоприятной среды и надлежащей законодательной основы для успешной деятельности различных структур страхового рынка, его инфраструктура еще недостаточно развита. Сегодня в стране действуют только 3 страховых брокера, хотя роль страхового брокера как профессионального представителя потребителя страховых услуг очень велика и значительна. Страховой брокер, будучи профессионалом своего дела, может предусмотреть все законные основы для обеспечения надлежащего страхового покрытия и выплаты страхователю страхового возмещения при наступлении страхового случая, тем самым обеспечивая потребителю надлежащую защиту, в которой он нуждается.

Я думаю, нам надо работать в направлении развития института страховых брокеров, что в конечном результате приведет к повышению доверия потребителей к страховым услугам, повышению качества страховых продуктов и повышению страховой культуры населения.

К примеру, принятый Законодательной палатой и вступивший в силу 12 апреля 2012 года Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О страховой деятельности" направлен на дальнейшее совершенствование отношений в данной сфере.

Эти изменения и дополнения, вобравшие в себя лучший опыт национального законодательства и нормы международного права, способствуют повышению страховой культуры, дальнейшей конкретизации применяемых в сфере понятий, регламентации обязанностей и правовых отношений сторон, усилению защиты прав и интересов потребителей, позволяют расширить источники выплаты страхового возмещения и обеспечить его выплату в полном объеме.


- В соответствии с Постановлением Президента "О Программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы"1, наряду с другими видами сферы услуг, определены также параметры развития основных их видов. Как обстоит дело в вашей сфере?

- Напомню, что в этом Постановлении отмечено, что в результате осуществления целенаправленных, комплексных мер по диверсификации и структурным преобразованиям в экономике страны доля услуг в валовом внутреннем продукте возросла с 38,7% в 2005 году до 50,5% в 2011-м. Опережающими темпами развиваются современные высокотехнологичные и рыночные виды услуг - информационно-коммуникационные, банковские, страховые, лизинговые, туристско-экскурсионные и другие. За счет ускоренного развития сферы услуг в 2006-2011 годах создано 1,1 млн новых рабочих мест, прежде всего в малом бизнесе и частном предпринимательстве.

Вместе с тем достигнутый уровень и качество предоставляемых услуг, особенно в сельской местности, еще не соответствуют уровню экономически развитых стран, реальным потребностям населения республики, имеющимся ресурсам и возможностям.

В целях ускоренного расширения видов и улучшения качества предоставляемых услуг, прежде всего в сельской местности, одобрена Программа развития сферы услуг в Узбекистане в 2012-2016 годах и установлены целевые параметры развития основных видов сервиса, предусматривающие повышение доли услуг в ВВП страны к 2016 году до 55%.

Для успешной реализации данной Программы и обеспечения благоприятных условий развитию предпринимательства в сфере услуг до 1 января 2017 года продлен срок действия льгот по уплате налога на прибыль и единого налогового платежа (установлены Постановлением Президента "О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах" от 17.04.2006 г. N ПП-325) для микрофирм и малых предприятий, оказывающих услуги по перечню, приведенному в приложении N 5 к указанному Постановлению.

В этот перечень, наряду с другими финансовыми и банковскими услугами, входят и услуги профессиональных участников страхового рынка. По прогнозам, темпы роста этих услуг к 2016 году должны составить 2,2 раза.

Вместе с тем для развития предпринимательства в стране, включая инфраструктуру страхового рынка, также предпринимаются различные меры. Указом Президента от 16.07.2012 г. N УП-4453 предусмотрено кардинальное сокращение статистической, налоговой и финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур.

А реализация положений Указа Президента от 18.07.2012 г. N УП-44552 послужит толчком для развития не только инфраструктуры страхового рынка, но и всех видов предпринимательской деятельности. В этой связи Ассоциация предлагает ввести институт саморегулируемых организаций.


- А что это такое?

- Саморегулируемые организации (СО) - это некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования деятельности, основанные на членстве, объединяющие хозсубъектов одного вида профессиональной деятельности исходя из единства отрасли или рынка товаров (работ, услуг).

Основная идея СО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы. В связи с внедрением института саморегулируемых организаций постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности, так как оно может осуществляться путем вступления в членство СО.


- И что, все проблемы решатся?

- Снижение объема статотчетности не снимет проблемы сбора информации о состоянии страхового рынка, что требует расширения отчетности, сбора более подробных данных по другим аспектам. Также актуальным остается вопрос сбора информации о выполнении государственных программ и целевых параметров по развитию отраслей. В данном процессе создание СО позволит решать вопросы сбора необходимой информации без увеличения нагрузки на госаппарат.


- Но это нужно будет закрепить нормативно. А есть ли зарубежная практика?


- Да, имеется международная практика и нормативная база по СО:

Модельный закон о саморегулируемых организациях - принят на 29 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 31.10.2007 г. N 29-7);

в Украине принят Закон "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" от 5.04.2007 г.;

в России принят Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 1.12.2007 г. N 315-ФЗ.

Создание института СО в полной мере будет соответствовать и нашей национальной идее: "От сильного государства к сильному гражданскому обществу".


- Спасибо за интервью! Мы также надеемся, что процессы либерализации в страховой сфере пойдут глубже и быстрее, что будет снижать риски и затраты.

Маъруф УСМАНОВ,
главный консультант ООО "Объединенная
редакция газет "Norma".

Источник: NORMA.uz 

Тэги: Страхование в Узбекистане

Другие статьи раздела
23.01.2009 Спасенный правительством США страховщик AIG распродает азиатские активы
08.01.2009 Тарифы на перестрахование в 2009 году вырастут из-за стихий и катастроф
Рейтинг компаний
Компания Рейтинг
Alfa Life uzA+
Euroasia Insurance uzA
Ishonch uzB++
Unipolis uzA
Xalq Sug'urta uzA+
Инго-Узбекистан uzA+
Узагросугурта uzA++
Все компании
Страховой термин
АССИСТАНС
(assistance) — перечень услуг (в рамках договора страхования), которые предоставляются в нужный момент через медицинскую, техническую и финансовую помощь по большей части туристам в заграничных поездках (в случае болезни, несчастного случая).
Все термины
Опрос
Наши партнеры
Сайт разработан в ООО «Norma Hamkor». Все имущественные права на сайт принадлежат 000 "Norma".
Адрес: 100105, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Таллимарджон, 1/1.
Тел.: (998 71) 283-39-26; факс: (998 71) 283-39-23
E-mail: info@sugurta.uz
Любое копирование материалов сайта возможно только с активной гиперссылкой на www.sugurta.uz

© ООО «Norma»; 2013. Все права защищены.