Обеспечение интересов и прав человека является ключевым направлением государственной политики в Узбекистане. Руководитель нашей страны постоянно уделяет внимание созданию для этого всех необходимых условий – повышению жизненного уровня населения, расширению занятости, улучшению системы социальной защиты, формированию такой рыночной экономики, которая отвечает всем этим требованиям. Как неоднократно подчеркивал Президент Ислам Каримов, дальнейшая либерализация экономики невозможна без соответствующего развития рыночной инфраструктуры. К ней относятся и структуры, занимающиеся страхованием.
В целях дальнейшего совершенствования страхового законодательства на шестнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшемся 4-5 декабря 2008 года, был одобрен новый Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности». Его нормы отвечают положениям Постановления Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2008 года «О дополнительных мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг». Эти меры направлены на совершенствование страховой деятельности, повышение капитализации и финансовой устойчивости страховщиков, расширение их региональной сети и стимулирование участия страховых компаний в инвестиционных процессах, а также обеспечение эффективной защиты прав потребителей страховых услуг.
Постановление главы государства устанавливает также порядок, дающий страховщикам право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных посредников. При этом получение страховщиком лицензии на осуществление этой деятельности не требуется. Руководители и главные бухгалтеры страховых компаний и страховых брокеров назначаются (избираются) при условии соответствия их квалификации Положению «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю и главному бухгалтеру страховщика (страхового брокера)», которое утверждено Министерством финансов. Кроме того, постановлением руководителя страны закреплено, что доходы юридических и физических лиц, полученные в виде дивидендов по акциям страховщиков, на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц и налога на доходы физических лиц.
В статью 6-1 Закона «О страховой деятельности» внесено соответствующее дополнение. Исходя из него, расширены права страховщика. Так, теперь он вправе заключать договоры страхования (перестрахования) в порядке и на условиях, установленных законодательством; в установленном порядке перестраховывать свои обязательства, в том числе за пределами Республики Узбекистан; осуществлять инвестиционную деятельность в порядке и на условиях, определяемых специально уполномоченным государственным органом; осуществлять деятельность, связанную с повышением квалификации специалистов в области страхования (перестрахования), а также страховое посредничество в качестве страхового агента; финансировать мероприятия по предотвращению и предупреждению наступления страховых случаев в порядке и на условиях, определяемых специально уполномоченным государственным органом; устанавливать правила (условия) по осуществляемым страховщиком видам страхования в соответствии с законодательством; в установленном порядке запрашивать и получать от правоохранительных органов, судов, медицинских, сейсмологических, ветеринарных, гидрометеорологических и иных организаций информацию и документы, необходимые для определения размера страхового возмещения; создавать свои обособленные подразделения. Внесенное в закон дополнение отныне дает страховщикам право участвовать в посреднической деятельности при обращении с ценными бумагами.
Эти нормы отвечают современным международным стандартам. Сходные положения содержатся в Генеральном соглашении по торговле услугами ВТО, принятом на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров в городе Марракеш 15 апреля 1994 года, в законодательстве других стран.
Регулирование и надзор за страховой деятельностью осуществляет специально уполномоченный государственный орган, определяемый Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Отныне, помимо указанных в статье 10 Закона «О страховой деятельности», он выполняет и другие функции.
Так, этот орган устанавливает обязательные для исполнения нормативы платежеспособности и порядок их определения, методику вычисления предельно допустимого размера обязательств страховщиков по отдельным рискам и совокупного размера обязательств, порядок и сроки предоставления информации по платежеспособности страховщиков; контролирует соблюдение профессиональными участниками страхового рынка законодательства о страховой деятельности, обеспечение установленных нормативов платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости; лицензирует страховую деятельность страховщиков и страховых брокеров; устанавливает порядок и условия формирования и размещения средств страховых резервов страховщиков, а также порядок ведения их учета и составления отчетности по ним; устанавливает обязательные для исполнения квалификационные требования к руководителям исполнительного органа и главному бухгалтеру страховщика; форму представляемой страховщиками финансовой отчетности и публикуемой ими годовой финансовой отчетности, а также порядок и сроки ее представления и публикации; производит в соответствии с законодательством проверку деятельности профессиональных участников страхового рынка и вносит им обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений; приостанавливает в порядке, установленном законодательством, действие лицензий страховщиков и страховых брокеров полностью либо в отношении отдельных видов (классов) страхования, а также обращается в суд о прекращении их действия.
Следует отметить, что согласно вышеназванному Положению «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю и главному бухгалтеру страховщика (страхового брокера)» упомянутые в нем руководители должны иметь высшее образование, полученное в вузах Узбекистана, либо в вузах иностранного государства, но признанное эквивалентным высшему образованию в Республике Узбекистан, наличие стажа работы в сфере страхования не менее 2 лет (без учета работы страховым агентом, а также вспомогательным, техническим и обслуживающим персоналом). Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее (бухгалтерское, финансовое, экономическое) образование, отвечающее таким же требованиям, и иметь стаж профильной работы не менее 3 лет, из которых не менее одного года – работы бухгалтером в сфере страхования.
Кроме того, согласно данному положению, человек не может быть назначен или избран на эти должности, являясь руководителем (главным бухгалтером) юридического лица в течение одного года до момента признания этого юридического лица банкротом или принятия решения судом о его ликвидации, при наличии фактов о том, что действия названных чиновников привели к его банкротству или решению о ликвидации.
Новые квалификационные требования могут включать и такие критерии, как наличие действующей лицензии на страхование сельскохозяйственных рисков, наличие в компании квалифицированного персонала, использование зарегистрированных правил страхования, стандартных, утвержденных страховых продуктов и страховых процедур, обязательство предоставлять данные по утвержденным формам, и другие.
Квалификационные требования к страховым компаниям и их сотрудникам служат стимулом для повышения качества их работы, а значит – и оказываемых ими услуг. В рамках решения задач субсидированного страхования государство устанавливает такие требования, которые позволяют предложить страхователям наиболее качественные и эффективные инструменты для управления рисками.
В связи с этим следующим нововведением стало то, что теперь, как сказано в законе, специально уполномоченный государственный орган в сфере страхования в установленном порядке налагает штраф в размере до 0,1 процента от минимального размера уставного фонда страховщика за нарушение им законодательства о страховой деятельности, в том числе установленных экономических нормативов. То есть, отныне уполномоченный орган вправе применять экономические санкции по отношению к правонарушителю – страховой компании, что может способствовать повышению правовой культуры страховых компаний и брокеров. Исходя из внесенных изменений в статью 10 Закона «О страховой деятельности», соответствующие изменения внесены и в статью 12 этого закона – в части установления минимальных размеров уставных фондов.
Таким образом, принятие нового закона, расширяющего права и обязанности страховщиков, способствует повышению не только ответственности работников этой сферы, но и качества их деятельности. В новых законодательных положениях учтены передовой зарубежный опыт и нормы актов международного права. Все это является еще одним важным шагом в усовершенствовании действующего в нашей стране механизма защиты прав и интересов пользователей страховыми услугами и, в конечном итоге, – большей защищенности субъектов формирующегося рынка и рядовых граждан от возможных рисков.
Алишер Хазраткулов, ведущий научный сотрудник Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан
(insurance broker) — юридическое или физическое лицо, которое, будучи зарегистрированным как субъект предпринимательской деятельности, должно иметь разрешение уполномоченного органа выступать посредником между страхователем и страховщиком. Страховой брокер действует от ...
Сайт разработан в ООО «Norma Hamkor». Все имущественные права на сайт принадлежат 000 "Norma".
Адрес: 100105, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Таллимарджон, 1/1.
Тел.: (998 71) 283-39-26; факс: (998 71) 283-39-23
E-mail: info@sugurta.uz
Любое копирование материалов сайта возможно только с активной гиперссылкой на www.sugurta.uz