Рейтинг@Mail.ru На главную  |  О проекте  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь 26 апреля 2024 RSS Sugurta.uz
 Страховые организации от А до Я   NORMAтивные документы   Вопрос / Ответ 
Поиск
 Физическим лицам
 Юридическим лицам
 Новое на сайте
Популярные теги
Страхование в Узбекистане , Узбекинвест , Alskom , Узагросугурта , Новые подразделения , Семинар , Ahbor Reyting , Страхование туристов , Рейтинг платежеспособности , Медицинское страхование , Пресс-конференция
Все теги
Анекдоты
Ничто так не укрепляет доверие между партнерами, как 100 % предоплата
Следующий
Логин:
Пароль:
СТРАХОВАНИЕ: возможности развития в Узбекистане

Страховая деятельность представляет собой инструмент, позволяющий оптимизировать финансирование процесса восстановления ресурсов, утраченных в результате случайных событий, и тем самым значительно снизить финансовую нагрузку на бюджет государства. Страхование как неотъемлемая функция государства, как стратегическое направление его деятельности дает возможность минимизировать экономические потери. Страхование помогает избежать и таких серьезных макроэкономических проблем, как рост государственных расходов и бюджетного дефицита, являющегося инфляционным фактором. Страховая деятельность, отвлекающая из оборота избыточную денежную массу, оказывает антиинфляционное воздействие, и ее следует рассматривать как оптимизирующий фактор формирования платежного баланса страны. Тема современного состояния и развития страхового рынка в Узбекистане на сегодняшний день остается актуальной.

О тенденциях и перспективах развития страхования в стране нашей газете рассказал генеральный директор Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана Олимжон Жумабаев.


- Олимжон Азаматович, что нового в сфере, где вы довольно успешно работаете?

- Новости есть и довольно позитивные. Буквально недавно прошла первая Конференция Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана, посвященная развитию инфраструктуры страховой индустрии страны. На ней обсуждались не только достигнутые успехи, но и те существующие и появляющиеся проблемы, которые не дают институтам страхового брокерства, аджастеров, ассистанс и других направлений, сопутствующих страховой деятельности, развиваться быстрыми темпами, как нам того хотелось бы.


- А почему была избрана такая тематика?

- Ассоциация профессиональных участников страхового рынка объединяет в основном страховые компании. На страховом рынке они играют основную роль, их развитие обуславливает развитие отраслевого рынка в целом.

Я думаю, что на данном этапе для развития рынка нужно не количественное развитие, а качественные перемены.

В 2007 году Президентом республики Исламом Каримовым подписано Постановление "О мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг" N ПП-618, согласно которому принята Программа реформирования и развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2007-2010 годы, а также утверждено Положение о профессиональных участниках страхового рынка. На постсоветском пространстве это первый и, пожалуй, единственный документ, столь подробно и четко изложивший роль и функции профессиональных участников страхового рынка в соответствии с мировыми стандартами. Благодаря ему впервые нормативно были утверждены профессии и специальности - "аджастер", "актуарий", "сюрвейер", "ассистанс" как основные представители инфраструктуры.


- Так что же такое "инфраструктура страхового рынка"?


- Под инфраструктурой страхового рынка не следует понимать только деятельность профессиональных участников страхового рынка и иных структур, не являющихся страховыми компаниями. Это целый комплекс мероприятий, стандартов качества и иных систем, направленных на создание наиболее благоприятных условий для получения страховых услуг страхователями, для более полной защиты их интересов, повышения привлекательности и доступности услуг страхования.

В свою очередь, служа интересам потребителей страхования, инфраструктура имеет важное значение для самих страховых компаний, обеспечивая им все больше возможностей для расширения спектра своих услуг, разнообразия предложений и стимулирования спроса на новые виды услуг. Инфраструктура - это институт, призванный облагораживать страховую защиту новыми стандартами качества и требованиями к страхованию.


- Как вы оцениваете ее состояние сегодня?

- К большому сожалению, несмотря на создание в Узбекистане благоприятной среды и надлежащей законодательной основы для успешной деятельности различных структур страхового рынка, его инфраструктура еще недостаточно развита. Сегодня в стране действуют только 3 страховых брокера, хотя роль страхового брокера как профессионального представителя потребителя страховых услуг очень велика и значительна. Страховой брокер, будучи профессионалом своего дела, может предусмотреть все законные основы для обеспечения надлежащего страхового покрытия и выплаты страхователю страхового возмещения при наступлении страхового случая, тем самым обеспечивая потребителю надлежащую защиту, в которой он нуждается.

Я думаю, нам надо работать в направлении развития института страховых брокеров, что в конечном результате приведет к повышению доверия потребителей к страховым услугам, повышению качества страховых продуктов и повышению страховой культуры населения.

К примеру, принятый Законодательной палатой и вступивший в силу 12 апреля 2012 года Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О страховой деятельности" направлен на дальнейшее совершенствование отношений в данной сфере.

Эти изменения и дополнения, вобравшие в себя лучший опыт национального законодательства и нормы международного права, способствуют повышению страховой культуры, дальнейшей конкретизации применяемых в сфере понятий, регламентации обязанностей и правовых отношений сторон, усилению защиты прав и интересов потребителей, позволяют расширить источники выплаты страхового возмещения и обеспечить его выплату в полном объеме.


- В соответствии с Постановлением Президента "О Программе развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012-2016 годы"1, наряду с другими видами сферы услуг, определены также параметры развития основных их видов. Как обстоит дело в вашей сфере?

- Напомню, что в этом Постановлении отмечено, что в результате осуществления целенаправленных, комплексных мер по диверсификации и структурным преобразованиям в экономике страны доля услуг в валовом внутреннем продукте возросла с 38,7% в 2005 году до 50,5% в 2011-м. Опережающими темпами развиваются современные высокотехнологичные и рыночные виды услуг - информационно-коммуникационные, банковские, страховые, лизинговые, туристско-экскурсионные и другие. За счет ускоренного развития сферы услуг в 2006-2011 годах создано 1,1 млн новых рабочих мест, прежде всего в малом бизнесе и частном предпринимательстве.

Вместе с тем достигнутый уровень и качество предоставляемых услуг, особенно в сельской местности, еще не соответствуют уровню экономически развитых стран, реальным потребностям населения республики, имеющимся ресурсам и возможностям.

В целях ускоренного расширения видов и улучшения качества предоставляемых услуг, прежде всего в сельской местности, одобрена Программа развития сферы услуг в Узбекистане в 2012-2016 годах и установлены целевые параметры развития основных видов сервиса, предусматривающие повышение доли услуг в ВВП страны к 2016 году до 55%.

Для успешной реализации данной Программы и обеспечения благоприятных условий развитию предпринимательства в сфере услуг до 1 января 2017 года продлен срок действия льгот по уплате налога на прибыль и единого налогового платежа (установлены Постановлением Президента "О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах" от 17.04.2006 г. N ПП-325) для микрофирм и малых предприятий, оказывающих услуги по перечню, приведенному в приложении N 5 к указанному Постановлению.

В этот перечень, наряду с другими финансовыми и банковскими услугами, входят и услуги профессиональных участников страхового рынка. По прогнозам, темпы роста этих услуг к 2016 году должны составить 2,2 раза.

Вместе с тем для развития предпринимательства в стране, включая инфраструктуру страхового рынка, также предпринимаются различные меры. Указом Президента от 16.07.2012 г. N УП-4453 предусмотрено кардинальное сокращение статистической, налоговой и финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур.

А реализация положений Указа Президента от 18.07.2012 г. N УП-44552 послужит толчком для развития не только инфраструктуры страхового рынка, но и всех видов предпринимательской деятельности. В этой связи Ассоциация предлагает ввести институт саморегулируемых организаций.


- А что это такое?

- Саморегулируемые организации (СО) - это некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования деятельности, основанные на членстве, объединяющие хозсубъектов одного вида профессиональной деятельности исходя из единства отрасли или рынка товаров (работ, услуг).

Основная идея СО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы. В связи с внедрением института саморегулируемых организаций постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности, так как оно может осуществляться путем вступления в членство СО.


- И что, все проблемы решатся?

- Снижение объема статотчетности не снимет проблемы сбора информации о состоянии страхового рынка, что требует расширения отчетности, сбора более подробных данных по другим аспектам. Также актуальным остается вопрос сбора информации о выполнении государственных программ и целевых параметров по развитию отраслей. В данном процессе создание СО позволит решать вопросы сбора необходимой информации без увеличения нагрузки на госаппарат.


- Но это нужно будет закрепить нормативно. А есть ли зарубежная практика?


- Да, имеется международная практика и нормативная база по СО:

Модельный закон о саморегулируемых организациях - принят на 29 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 31.10.2007 г. N 29-7);

в Украине принят Закон "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" от 5.04.2007 г.;

в России принят Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 1.12.2007 г. N 315-ФЗ.

Создание института СО в полной мере будет соответствовать и нашей национальной идее: "От сильного государства к сильному гражданскому обществу".


- Спасибо за интервью! Мы также надеемся, что процессы либерализации в страховой сфере пойдут глубже и быстрее, что будет снижать риски и затраты.

Маъруф УСМАНОВ,
главный консультант ООО "Объединенная
редакция газет "Norma".

Источник: NORMA.uz 

Тэги: Страхование в Узбекистане

Другие статьи раздела
11.05.2009 O Законе РУз «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя»
31.03.2009 Cенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя»
05.03.2009 Положение о профессиональных участниках страхового рынка
25.02.2009 Положение о страховых резервах страховщиков
25.02.2009 Положение о порядке определения стоимости проектно-изыскательских работ
Рейтинг компаний
Компания Рейтинг
Alfa Life uzA+
Euroasia Insurance uzA
Ishonch uzB++
Unipolis uzA
Xalq Sug'urta uzA+
Инго-Узбекистан uzA+
Узагросугурта uzA++
Все компании
Страховой термин
СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ
(INSURED CAPACITY) — стихийное бедствие, несчастный случай или наступление другого события, при котором возникает обязательство страховщика уплатить страхователю (застрахованному, выгодополучателю) страховое возмещение или страховую сумму. Перечень С.С. предусматривается ...
Все термины
Опрос
Наши партнеры
Сайт разработан в ООО «Norma Hamkor». Все имущественные права на сайт принадлежат 000 "Norma".
Адрес: 100105, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Таллимарджон, 1/1.
Тел.: (998 71) 283-39-26; факс: (998 71) 283-39-23
E-mail: info@sugurta.uz
Любое копирование материалов сайта возможно только с активной гиперссылкой на www.sugurta.uz

© ООО «Norma»; 2013. Все права защищены.